Анни Безант

ОККУЛЬТИЗМ ИСТИННЫЙ, ЧАСТИЧНЫЙ И ЛОЖНЫЙ

Лекция, прочитанная в Ложе Блаватской 30 июня 1898 г.


Думаю, вам не покажется странным или неуместным, что вернувшись из Индии, первое своё выступление в ложе я посвящу теме, во многом извлечённой из индийской истории — не внешней истории нации, но истории той внутренней линии мысли, которая для нас, как для изучающих и теософов, представляет глубочайший интерес. И поскольку история постоянно повторяется, такое изучение может оказаться для нас уроком, актуальным и в наши дни. Так что я хочу попросить вас рассмотреть вместе со мной то, что можно, хотя это и несколько затруднительно, определить, как во-первых, оккультизм, во-вторых, полуоккультизм, и в-третьих, как поросль, которая следует за ними, окружает их, и оказывается особенно заметной и активной во всякое время, когда в мире работает оккультизм.

Существует весьма распространённое заблуждение, в которое впадают многие люди, полагая, что в духовных силах есть что-то непрактичное. Мы постоянно слышим заявления, принимающиеся как нечто само собой разумеющееся, что если вся нация обратится к духовному идеалу, или отдельные люди посвятят себя духовной жизни, то такая нация скорей всего не отличится в более явных и видимых областях жизни, а живущие духовной жизнью люди потеряют свою практическую ценность для мира. Такой взгляд глубоко ошибочен и является полным заблуждением. Освобождение духовных сил, высвобождение энергий духовного плана, производит на индивидуальность куда более сильный эффект, чем любая из сил, запущенная на более низких планах жизни. И из истории видно, как вы можете убедиться, изучая её, что там, где высвобождаются духовные силы, в интеллектуальной жизни нации также происходит энергичный рывок, эмоциональная её жизнь получает свежие силы и новое развитие, и даже на самом низком плане из всех — на физическом, производятся результаты, которые совершенно за пределами тех, которые могли быть вызваны энергиями, запущенными на физическом плане и кажущимися их причиной. Это принцип, закон, о котором я прошу вас помнить, слушая всё моё выступление — что каждая сила, запущенная на высших планах, по мере прохождения на низшие планы вызывает пропорциональные себе результаты. Потому весьма близорук тот взгляд на человеческую жизнь, который отрицает, что преданность духовной жизни и развитие индивидуальности в духовном мире вносит огромный вклад в силы прогресса, действующие на земле, и помогает миру подниматься по великой лестнице.

Но есть и ещё один принцип, который мы также должны учитывать в нашем исследовании, и принцип этот следующий: при освобождении сил на любом плане результаты, вызываемые этими силами, будут разниться в своём характере соответственно тому, кто использует энергии после их освобождения. Как мы часто указывали, энергии, действующие на разных планах природы, не являются хорошими или плохими сами по себе. Сила есть сила, и энергия есть просто энергия. То, что мы связываем с идеями о добре и зле, правильном и неправильном, или нравственном и безнравственном, относится к результатам, произведённым людьми при использовании этих сил. Потому времена великой духовной энергии, великого высвобождения сил с духовного плана отмечаются значительной активностью противодействующих личностей на низших планах существования, поскольку энергии, высвобождаемые на каждом плане, могут приниматься и использоваться индивидуумами для того, что мы можем называть добром или злом. Если смотреть с этой точки зрения, главный признак добра или зла именно в том, как человек использует эти силы, или доступную их часть — применяет ли он их для подъёма человечества, и считает ли он их божественной энергией, которую он может направить на то, чтобы способствовать исполнению божественных предназначений, или же он просто старается завладеть ими для своих сепаратных целей, чтобы применить их к удовлетворению своих желаний, невзирая на божественную экономию. Всё это мы должны учитывать, стараясь проследить урок из далёкого прошлого Индии, а также прилагая его к великому духовному движению, действующему в наши дни, одним из мощных проявлений которого в мире является Теософическое Общество.

Начнём же мы с вопроса — что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е. П. Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах. Это изучение жизненной стороны вселенной, то есть той, из которой всё происходит и всё формируется — взгляд сквозь иллюзорную форму на ту реальность, которая её оживляет. Это изучение того, что лежит в основе всех явлений, и прекращение ослепления теми видимостями, которые постоянно меняются и вводят нас в заблуждение; это проникновение через завесу майи и восприятие реальности, единого Я, единой Жизни, единой Силы, того, что во всём, и в чём пребывают все вещи. Таким образом оккультизм в истинном смысле этого слова тождественен тому видению, о котором говорится в Бхагавад-гите, где Кришна заявляет: "Тот, кто видит меня (то есть Единое Я) во всём, и видит всё во мне, тот воистину видит". Такое изучение, если вы вообще понимаете, что под ним подразумевается, должно обязательно означать развитие в наблюдателе высших духовных способностей, ибо лишь духом может быть познан Дух. Мы постоянно говорим о доказательстве тех или иных духовных вещей, но не может быть истинного подтверждения духа, кроме как через дух. Подтверждения интеллектуальные, эмоциональные и чувственные не годятся, когда мы имеем дело с реальностью Духа. Никакие подобные доказательства не могут быть более чем предположением, отражением истины. Они могут быть аналогией, которая может направить нас на верный путь, но доказательством и подтверждением в истинном смысле слова они быть не могут. И как было верно сказано в одном из великих индийских писаний, не может быть в полном смысле свидетельства о Боге, кроме веры в Дух, ибо лишь дух сроден ему, и будучи им самим, может его коснуться и узнать.

И теперь, взглянув в этом свете на истинный оккультизм, и уразумев, что никто не может быть в полном смысле слова оккультистом, кроме тех, в ком развита и действует духовная природа, нам следует научиться отличать истинный оккультизм от очень многих проявлений, выступавших под этим именем в прошлом и действующих среди нас сегодня. Но отделяя все эти формы так называемого оккультизма, нам нужно отличать среди них те, которые в некотором смысле можно назвать ступенями к оккультизму истинному, и которые были предназначены теми, кто дал их, для содействия прогрессу. Другие же формы, в действительности не относящиеся к оккультизму в истинном смысле слова, те вещи, которые Блаватская однажды назвала "оккультными искусствами", и которые, похоже, заключают в себе всё, что люди обычно и считают оккультизмом — это искусства, в которых используются некоторые силы природы и развиваются способности, относящиеся к тем планам, которые ниже духовного, поскольку существуют миры, которые выше того, что мы называем физическим, но всё же ниже духовных областей. Развитие некоторых способностей приводит человека в соприкосновение с ними, позволяя ему управлять этими силами и их использовать. Есть почти мириады таких умений и линий обучения, которых никакой настоящий ученик и искатель высшей истины, размышляя об оккультизме, никогда к нему не отнесёт. Некоторые из вас смогут избавиться от большой путаницы в мыслях по этому предмету, прочитав статью Е. П. Блаватской "Оккультизм в противопоставлении оккультным искусствам", где она предельно ясно проводит между ними разграничительную линию и показывает, что эти "оккультные искусства" лишь сдерживают нашу эволюцию и должны быть признаны таковыми.

Истинный же оккультизм, к которому я прошу вас обратить свои мысли, и следование ему, как я уже сказала, подразумевают развитие духовной природы. Говоря о её развитии, мы сразу же должны признать, что для большинства из нас это дело будущего, однако мы можем начать работать для него уже сегодня. Для истинного прогресса имеет огромную важность то, что мы распознаем природу этого развития и будем для него трудиться, а не потратим много времени — возможно, много жизней, — неверно её поняв и блуждая по ошибочным путям и заходя в тупики. Развитие духовной природы должно последовать за очищением низших составляющих нашей природы, и это один из важнейших моментов, который нужно осознать. Мы должны быть эмоционально и интеллектуально чисты и на определённой стадии по меньшей мере достичь полного устранения личности, прежде чем в пределах нашей досягаемости окажется что-либо, достойное названия духовного прогресса. Никакое интеллектуальное развитие — хотя я вернусь к этому, так как нисколько не хочу приуменьшать ценность этого самого необходимого направления человеческого роста — само по себе не может вызвать рост духовной природы. Полнее о фундаментальной причине этого я буду говорить на следующей лекции, но вкратце я могу сказать, что развитие духовной природы и развитие интеллектуальной природы в одной из важнейших точек эволюции оказываются в прямом противостоянии. То, что мы называем интеллектом — это анализирующий, разделяющий и изолирующий принцип. Сама цель его эволюции состоит в построении индивидуальности, и корень его лежит в ахамкаре — той способности, которая создаёт "я". Это то, что ограничивает, определяет, отделяет, отсекает человека от любого другого, создаёт скорлупу самости, которая совершенно необходима на одной из стадий эволюции, будучи элементом нашего роста в этом мире. Это стадия, через которую должно пройти всё человечество, но которая сама по себе создаёт все те иллюзии, которые дух превосходит, и придаёт отдельному я кажущуюся ощутимость и реальность. Этому я присущи зависть и антагонизм, оно стремится всё захватить и настраивает себя против других. Таким образом, этой интеллектуальной способностью представлено в нас то, что мы могли бы назвать самим первоначалом иллюзии.

Как бы ни было необходимо интеллектуальное развитие, в данный момент оно находится в антагонизме с развитием духовным, ибо последнее означает распознание Единого Я и проявление его деятельности. Сначала это происходит в той оболочке, которая была образована интеллектом, а затем она превосходится и достигается осознанное единство с целью нашей человеческой эволюции. Именно поэтому мы относим единство человечества к духовной области, и именно ради этого провозглашаем братство людей как духовную реальность — ведь Дух един, и лишь когда единство распознано и осознано, а не только принято умозрительно, развитие духовной природы становится достижимым. И так как интеллект является разделяющим, а дух — объединяющим, первый порождает иллюзию, а второй — превосходит её, первый является источником и индивидуальности, и личности, тогда как второй — источник того Единства, к осознанию которого мы стремимся, вы легко увидите, что две эти части природы нельзя считать в строгом смысле причиной и следствием, и нельзя сказать, что развитием интеллектуальной природы можно непременно добиться и развития природы духовной. Напротив, нам следует усвоить, что мы — не интеллект, но должны использовать интеллект в качестве инструмента; что мы — не отдельное я, а Единое Я, живущее во всём. Такова цель нашей эволюции, конец нашего пути, и потому оккультизм, то есть изучение и развитие духовной природы, должен полностью превзойти интеллектуальное развитие. И на многих своих ранних стадиях оккультизм может встретить и встречает своего злейшего антагониста и опаснейшего врага в том создателе иллюзий, о котором, как вы можете вспомнить, нас предупреждают в "Голосе Безмолвия", наидуховнейшей книге, которая столь многим из нас открыла путь к духовной жизни. Признавая это, мы, с нашей нынешней стадии, естественно, будем смотреть на духовную эволюцию как на то, над чем придётся ещё работать и работать, а не как на что-то уже завершённое и сложившееся. Нам также нужно быть готовыми к осознанию огромной трудности такого достижения и понять, как много ещё предстоит работать над своим характером и своей природой, и как высоки требования, которым мы должны соответствовать, прежде чем в пределах нашей досягаемости окажется что-либо такое, что в строгом смысле можно будет отнести к оккультному.

В отдалённом прошлом, когда истинный оккультизм был жизнью мира, где от существ, в которых была полностью развита духовная природа, проистекал великий источник духовной жизни, и когда мир получал от таких существ свой свет и свою жизнь, конечно же, было невозможно, чтобы их знания, их силы и их работа разделялись неразвитым человечеством, или даже сравнительно передовой его частью, окружавшей их. Ещё менее было возможно, чтобы какая-либо большая часть их учения или истинное понимание их методов и работы были известны народу в целом. И всё же было необходимо, чтобы какие-то связи были установлены, чтобы были созданы как бы ступени. В результате этой необходимости появились передовые люди, духовная природа у которых была ещё не вполне развита, но которые обладали великими силами и возвышались в истории гигантами человечества. Они старались, чтобы продвигающиеся ряды человечества могли приобрести некоторое понимание восходящего пути, который им предстояло пройти, и некоторое осознание методов, при помощи которых можно было бы подойти к области духовного.

Эти люди, при всём их величии, как я уже говорила, не обладали вполне развитой духовной природой. Во многих случаях — и я говорю это со всем уважением, так как эти люди были великими в сравнении с нами — их развитие было так сказать односторонним, то есть могло идти по одному направлению за счёт других, так что один человек обладал необычайно развитыми интеллектуальными способностями, но в его характере недоставало нравственности, другой продвинулся в благоговении и преданном служении, не не развил такой силы интеллекта, третий мог проявлять глубокое участие к религиозным потребностям человека, но не так интересовался его философским развитием, а четвёртый мог обратить всё своё внимание на развитие тех сторон природы человека, которые соприкасались с физическими областями его существования, и даже на форсирование его способностей, которые, выстраиваясь снизу вверх, могли привести его в соприкосновение сначала с астральным, а потом и с низшим ментальным миром, вперёд соответствующего этим способностям нравственного и интеллектуального развития. Легко увидеть, что разные индивидуальности могли продвигаться по разным линиям, и все эти люди отличались по своему мышлению и своим усилиям по служению человечеству согласно развитым ими качествам и свойствам. Таким образом, взглянув на древнюю историю Индии, мы обнаружим там великих учителей, или, как они назывались, риши, многих типов, каждый из которых давал нации какой-нибудь великий дар своих мыслей или знаний, чтобы помочь её наиболее продвинувшимся душам на том пути, которой должен был привести их к духовному развитию. Так, если рассмотреть одно из направлений роста, в индийской мысли появились великие философские системы, такие, например, как веданта. Как интеллектуальная система чистой философии она в великолепной форме даёт взгляд на вселенную, Единое Я, Единую Жизнь, и на её проявления, как иллюзорные в глубоком философском смысле, в качестве шага, который должны сделать люди, познавая кое-что из тайн вселенной. Веданта, при изучении её отдельно от йоги, которая лишь одна может сделать её практической, может быть отнесена к полуоккультизму. Эту систему, истинную в своей области, и предназначенную для того, чтобы способствовать прогрессу человечества, могут усвоить лишь души, далеко продвинувшиеся в умственном развитии, но тем не менее, это не духовная истина, а лишь интеллектуальное представление одного из её аспектов.

Всегда нужно помнить, что Дух никогда не может быть выражен в понятиях интеллекта, что Единое не может быть усвоено в понятиях многого, и что всякое интеллектуальное представление духовных истин неизбежно будет частичным и несовершенным, и как часто говорилось, должно быть уподоблено цветному стеклу, через которое рассматривается белый свет. Луч проходит через призму интеллекта, которая расщепляет белый луч Духа, показывая его в разных цветах расходящихся лучей, каждый из которых сам по себе не является совершенным. И одним из великих даров, полученных древней Индией, явившимся результатом истинного оккультизма и могучей духовной жизни, была философия веданты, наряду с прочими интеллектуальными системами, предназначенными для подготовки человека и дающими, насколько это может дать интеллект, видение духовной реальности. Но не упускайте эту оговорку — насколько это может дать интеллект. Интеллектуальный взгляд — это взгляд лишь частичный и односторонний, и такой взгляд, как бы он ни помогал человеку умозрительно увидеть кое-что из возможностей высшей жизни, никогда не позволит ему по-настоящему осознать её или дать настоящие знания, которые приходят лишь через развитие духовной природы.

По другому направлению могут действовать многие из школ йоги. Эти школы, как вам известно, весьма разнились по своей природе. Целью некоторых из них было развить в человеке высшее интеллектуальное сознание путём сосредоточения и медитации, таким образом приведя его в соприкосновение с высшими областями своего существа. Предназначение их было в том, чтобы этап за этапом вести его к освобождению от тела и сознательному переходу в высшие миры, чтобы его сознание могло действовать в этих более широких царствах бытия. И мы видим, что многие из учений йоги — на досуге вы можете почитать о них, это те, что входят в большой класс раджа-йоги — были искусно приспособлены для того, чтобы способствовать росту ума, развитию самых возвышенных умственных способностей, поднятию на высшие ментальные планы и переходу в состояния сознания, которые далеко за пределами досягаемости обычных людей. Они опять же предлагают нам ступень, но всё же относятся к тому, что я назвала полуоккультизмом. Были основаны и другие школы, которые работали с человеком иначе, стараясь форсировать его способности снизу, развить его астральные чувства и сначала привести его в соприкосновение с астральным миром, познакомив его с той частью мира явлений, которая ближе всего к физической. В целом эти школы относят к классу хатха-йоги, и в них применяются разнообразные методы, имеющие дело с низшими проводниками человека. При помощи этих методов тело тренировалось, в значительной степени очищалось и делалось послушным инструментом. Сила воли также развивалась в необычайной степени, и человека учили быть властелином своей собственной природы. Таким образом во многих случаях человек делал реальный шаг вверх, хотя мы не можем каком-либо смысле отнести эти методы к настоящему оккультизму.

Рассматривая эти школы и стараясь понять как их пользу, так и связанные с ними злоупотребления, нужно помнить, что стать властелином своих страстей, подчинить свою животную природу, уметь непоколебимо держаться, какие бы искушения ни осаждали низшего человека — действительно великое достижение. И очень многие из этих школ, которые на западе стало модно презирать и высмеивать, всё же содержат в себе этот элемент. По крайней мере они признают, что разумная природа человека должна быть господином его чувственной природы, и что человек должен учиться полному контролю над своим телом и своими желаниями. И даже на многих из тёмных линий эволюции, даже в школах, которые стоят на том пути, которого стремящиеся к высшему должны тщательно избегать, на подчинении низшей природы настаивается самым строгим образом. Только невежды полагают, что в этих школах все предаются чувственным утехам. Многие из последователей этих школ ведут такую жизнь, которую в том, что касается этой стороны природы, можно было бы поставить в пример огромному большинству людей западного мира.

Все эти различные школы возникли и процветали в древней Индии в результате великого излияния из духовных областей на низшие планы, и естественно, использовались и для эгоистичных, и для бескорыстных целей. Но имея дело со всеми теми школами йоги, которые тренируют разум и развивают высшие формы интеллектуального сознания, следует помнить, что они представляют собой реальные ступени к высшему, и что практика концентрации, медитации, практика интеллектуального и эмоционального созерцания идеалов, привлекающих нас своим благородством и величием, является необходимой стадией нашего прогресса. Это этапы нашего пути восхождения, которыми многие из нас могут заняться сейчас с будущей перспективой высшего роста и более глубокой мудрости. Люди направляются по этим разнообразным линиям эволюции, движимые зовом пребывающей в них Божественной Жизни, всегда стремящейся пробудить их и помогать их росту — это является фундаментальной причиной. Их движет, насколько позволяет их сознание, естественное и правомерное стремление к дальнейшему прогрессу, к высшей эволюции, к росту в жизни. Как нам часто приходится убеждаться, исследуя прогресс, нельзя сразу скакнуть к высотам духовной жизни — мы должны взбираться шаг за шагом и использовать высшие доступные нам мысли для подчинения низших, и тогда в свою очередь не за горами будет рост этого высшего до ещё больших высот. Из наших исследований нам стало хорошо известно, что мы можем постоянно искоренять честолюбие низшего сорта, пестуя свои высшие амбиции, и хотя последние всё равно привязаны к личности, или даже, превзойдя её, всё равно привязаны к индивидуальности, тем не менее, это ступень, на которую можно опереться — одна из многих на путях, по которым мы взбираемся вверх. Устранять низшие желания высшими — это хорошая практика, несмотря на то, что эти высшие желания в свою очередь начнут казаться низшими по мере того, как мы будем над ними подниматься и постепенно в поле нашего зрения окажется более высокое совершенство. Таким образом у этой жажды высшей жизни, у этого желания развиваться и стремления к прогрессу есть своё законное место в эволюции; и именно из рядов тех, кто это ощущает, из рядов тех, кто практикует методы, делающие прогресс возможным, и берутся те, кто способен на дальнейшее развитие. Они постепенно учатся быть выше надежды на индивидуальный прогресс и постигают, что он в полном смысле слова иллюзия и не может существовать в качестве части той Божественной Жизни, которая изливается для всех, и что никакая жизнь не является истинной, реальной и духовной, пока сама идея отдельной жизни полностью не превзойдена, пока все мысли существа, все его жизненные энергии не изливаются как часть Единого Я, и никаких размежеваний не признаётся. Тогда служение становится естественным выражением жизни, а помощь — тем способом существования, в котором чувствуется истинное бытие. Но если возникает возможность хотя бы интеллектуального понимания этого идеала, то может быть сделан некоторый прогресс по крайней мере в подъёме над тем, что мы считаем личностью; и эти методы предложены теми, кто может увлечь своих братьев вперёд, в качестве ступеней на пути восхождения, чтобы этот прогресс стал возможен для людей, погружённых в иллюзию, в которой пребывало и пребывает сейчас подавляющее большинство.

Другие, увидев в религиозном инстинкте человека — в эмоциональной стороне его природы, в которой коренится и может расти благоговение — самый лёгкий путь для восхождения, дали миру разнообразные религии, формами своими приспособленные к тем или иным человеческим потребностям, таким образом проложив путь наверх для тех, чья конституция влечёт их главным образом в направлении любви и преданного служения. Убедившись, что все эти методы роста были наиболее активны в то время, когда истинная жизнь работала в самом сердце вещей, нетрудно будет понять, что по мере того, как у этой жизни оставалось меньше каналов для своего выражения в мире, поскольку становилось меньше людей, готовых превзойти свои ограничения, чтобы полностью отдать себя Божественной Жизни в качестве таких каналов, все эти методы стали терять свою жизненность и значительную часть своей полезности. И если мы взглянем на сегодняшнюю Индию, то обнаружим, что многие из этих вещей, некогда живые, теперь мертвы, что многие из этих систем стали лишь пустыми оболочками, составляющими предмет для интеллектуальных споров или личной гордости, и более не являются ступенями к высшей жизни. Местами можно заметить отблески ещё сохранившейся истинной жизни и увидеть, что этим ступеням, ведущим наверх, даётся должное применение, но что касается основной массы народа, то там остались лишь пустые оболочки и формы — свидетельства того, что существовало в прошлом, и, смеем надеяться, того, что появится в будущем.

Вряд ли стоит вам напоминать, что в то время как этот полуоккультизм может служить ступенью к оккультизму истинному, псевдооккультизм как правило определённо является для него препятствием. К псевдооккультизму можно отнести "оккультные искусства", в изучении которых погрязли многие подававшие надежды начинающие, сбившись с пути и потратив свои жизни зря. Геомантия, хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами не являются. Некоторый успех в этих занятиях — а для него не требуется высоких качеств ума и сердца — может вскормить самые абсурдные претензии и тщеславие, будто эти шашни с апсарами царства оккультизма превратили заурядного человека в одного из его правителей, великого мага. Человек может быть мастером этих искусств, и всё же быть дальше от оккультизма, чем какая-нибудь чистая и бескорыстная женщина, стремящаяся лишь любить и служить, или щедрый и великодушный человек, посвятивший свою жизнь помощи своим собратьям. А если эти искусства обращены на достижение эгоистичных целей или питают тщеславие, их профессор может оказаться в опасной близости к вратам левого пути.

Если посмотреть, как применить всё это к нашему нынешнему движению, урок этот разглядеть довольно легко. В наши дни снова произошло великое излияние истинной жизни, и снова хранителями и сосудами этой жизни были предприняты усилия направить истинные духовные энергии в помощь человеку, чтобы возвысить его во всех областях его бытия и вновь сделать настоящую жизнь возможной. На это указывали определённые заявления, а также намёки, в разных местах рассыпанные той, кто была особой их посланницей в наше время, известившей о возможности, открывающейся теперь и для нашей расы. И в том документе, на который я ссылалась, есть высказывание, одной фразой передающее жизненную реальность. Там сказано, что когда человек человек становится настоящим оккультистом, он становится просто благотворной силой, действующей в мире. Люди прочитывают это высказывание среди прочих, совершенно не осознавая его смысла, и оно не действует на неготовые ещё умы и сердца со всей своей силой. Ведь очень много есть вещей, которые упускаются из-за недостатка восприимчивости, и много есть истин, которые провозглашаются, но остаются туманными и неясными для всех, кроме тех, чьи глаза уже начинают открываться, чтобы видеть, а уши — чтобы слышать. И это высказывание, в нескольких словах выражающее оккультную жизнь, как раз из тех, что большинство читателей проскакивают, не осознавая его значения. Не будет ни истинной духовной жизни, ни настоящего оккультизма, пока человек по меньшей мере не признает, что единственная цель его жизни — стать силой, творящей добро в мире, и только. Он больше не будет стремиться к собственному прогрессу и искать собственной жизни, собственного развития, не будет искать, что могут дать лично ему земля, небеса, или какие-нибудь иные миры. В нём остаётся лишь одно — жажда быть полезным, лишь один мотив существования — быть каналом для великой Божественной Жизни, дабы она могла более действенно разливаться в мире людей и во всех мирах, где есть жизнь.

Когда это распознано, хотя бы и издали, когда этот идеал впервые забрезжил в человеческом сердце — будь то благодаря интеллектуальному признанию его возвышенности или благоговейному ощущению его истинности — тогда в человеке впервые происходит движение духовной жизни, и начинает пробуждаться первый зародыш духовной природы. И так мы начинаем сознавать, что если мы стремимся к истинному оккультизму и хотим его понять, мы должны начать приготовление к нему путём такой работы над своим характером, какой учит всякая религия. Часто приходится слышать, как кто-нибудь среди нас говорит:

"Мы знаем все эти истины, и в теософии нет ничего нового, когда она повторяет старую мораль. Нам говорят — будьте бескорыстными, стремитесь помогать другим, устраняйте личностное отношение и прочие недостатки — всё это старая история, и мы уже устали это слушать. Мы желаем чего-то нового, свежих знаний, каких-то фактов об астральном мире и странных парадоксов из ментальной области — вот чего мы хотим от теософии, вот чего мы ищем, и не хотим, чтобы нам втирали все эти этические максимы, которые стары как мир, которым учит всякая религия, и которые можно услышать с любого амвона."

И всё же истина вещей в том, что лишь этот путь делает духовную жизнь возможной; что божественные учителя, давшие миру религии с их постоянным акцентом на нравственности, дали их, зная духовную жизнь, и зная, что лишь по этой линии может человек действительно продвигаться к единству с Богом. И когда устами Христа было вновь провозглашено, что лишь тот может обрести свою жизнь, кто потеряет её, и что те, кто стремится к совершенству, должны пожертвовать всё, что у них есть, когда было вновь подтверждено древнее учение, что узок путь и тесны врата, он лишь повторил то, чему все истинные оккультисты учили всегда как необходимым условиям подготовки к духовной жизни.

По мере продвижения все эти методы йоги, нацеленные на индивидуальный прогресс и практикуемые для развития способностей и ускорения продвижения индивидуальности, оставляются, и йога уже рассматривается не как средство саморазвития, каковой мы её привыкли здесь считать, а как использование великих сил для помощи человечеству и его подъёма с оставлением всяких мыслей о собственном положении и продвижении. Ибо в действительности любое владение высшими силами, любое применение этих огромных энергий окажется в досягаемости человека лишь тогда, когда он полностью превзойдёт свою личность и научится использовать их лишь для помощи всем людям. В обычной жизни мы такое положение охотно признаём, понимая, что просто держать инструмент в руке — это одно, а уметь им пользоваться — совсем другое дело. Ручка, например, это один из самых полезных инструментов, но полезность её зависит от того, что за ум и сердце стоят за ней, и от искусства владения ею — в руках маленького ребёнка от неё не больше проку, чем от любого куска дерева, с которым он играет. Во многом так же обстоит дело и с теми, кто пытается овладеть силами сверхфизического мира, не подчинив свою низшую природу, не устранив личных желаний и не посвятив себя всецело божественному служению. Они действительно берутся за инструмент, который может быть использован для самых высоких и благородных целей, но если их духовная природа ещё не развита, инструмент не может исполнить своё высшее назначение и теряет свои самые благородные возможности. Однако здесь есть и особенность — тогда как ручка в руках ребёнка сравнительно безвредна, эти силы в руках того, кто не устранил ещё свою личность, может стать источником опасности и для него, и для других, а также вести к замедлению прогресса человечества, вместо того, чтобы вести человечество вверх. Вот почему некоторые из нас, изучив пока лишь азбуку этих великих истин, столь нажимают (даже наводя тоску, как могут некоторые из вас подумать, слушая меня) на то, что нравственное развитие должно предшествовать всем попыткам оккультных исследований. Е. П. Блаватская дала нам тот же урок, сказав, что совершила ошибку, преподав часть азбуки оккультных знаний, не настояв на том древнем правиле, что нравственный рост должен предшествовать оккультному обучению, и что характер должен стать чистым, высоким и духовным, прежде чем кто-либо может отважиться положить руку на засов оккультных врат. И именно поэтому те требования, которые мы столь часто изучали, были сделаны требованиями к претендентам на посвящение, и именно поэтому было сказано, что лишь те, кто чист и бескорыстен, могут войти.

И если я говорила с вами сегодня о прошлом, напомнив, что происходящий сегодня среди нас прорыв новой духовной жизни вызовет деятельность на всех низших планах, то это потому, что я хотела бы привлечь опыт прошлого, чтобы напомнить столь часто даваемый нам урок, влив в него свежую силу, и потому, что я хочу предупредить вас об опасностях, окружающих нас со всех сторон — опасностях, которые некоторые из нас уже начинают проницательно распознавать, причём именно потому, что они в некоторой мере нас уже поразили, сделав прогресс более трудным. Так что наш долг как теософов и как претендентов на изучение науки души — тщательно заботиться о том, чтобы развитие характера предшествовало всяким попыткам приобретения сил, и чтобы чистота, бескорыстие, преданность делу и крайнее самоотречение уже были нашими чертами, прежде чем мы вступим на ковчег оккультизма, ибо без них всякий успех обернётся поражением, и всякая попытка обречена на неудачу. И непременно лучше для нас, если мы научимся этому на опыте прошлого, чем на собственном горьком опыте и страданиях. Лучше узнать это, доверившись авторитету Великих Учителей, вновь и вновь провозглашающих этот урок, чем получать его в страданиях, которые последуют, если мы схватимся за эти силы прежде, чем будем готовы к их применению, сорвём плод познания, прежде чем он созреет для нас, попытаемся командовать, прежде чем научимся послушанию, и попытаемся схватить руками могущественные силы духовного царства, прежде чем усвоим главный урок Духа — что лишь в даянии проявляется дух, и лишь в полном самопожертвовании можно обрести истинную жизнь. Ведь как сама Божественная Жизнь в проявлении своём даёт всё и не просит ничего взамен, так и те, кто стремится к единству с ней и хочет осознать, что такое духовная жизнь, должны научиться давать, а не брать, помогать, а не придерживать для себя, и не искать и не ожидать ничего взамен. Лишь усвоив это, станем мы пригодными кандидатами на получение высшего знания, и лишь когда сердце совершенно чисто, мы можем отважиться предстать перед Учителем, надеясь, что "взглянув в это сердце, он не найдёт там ни пятнышка".

Перевод K. Z.